Дмитрий
Шеваров
Источник:
Фома.Ru |
Письмо первое,
О том, как трудно бывает разложить все по полочкам
|
В
библиотеке – академическая тишина |
О
Свято-Алексиевской Пустыни я впервые услышал года два назад на Рождественских
образовательных чтениях. Тогда за чаем в буфете один седой профессор сказал,
что видит в Пустыни прообраз православного академгородка; на что стоявший рядом
пожилой диакон добродушно заметил: «Вера и наука – два медведя, которые никогда
не уживутся в одной берлоге!» Профессор горячо возразил: «А вот у Василенко
уживаются! Я, как ботаник, был потрясен тем, что там увидел…» Тут обернулась на
разговор женщина в платочке: «А ведь Василенко-то впал в прелесть – вы разве не
знаете?..» «Откуда вы это взяли? – вмешался в разговор высокий
парень-семинарист, – Батюшка Алексий детей спасает, а мы тут заседаем, да про
прелесть рассуждаем…»
Через несколько
минут о неведомом мне Василенко и таинственной Пустыни спорили уже человек
десять. И почему-то казалось, что речь идет о происходящем где-то в тайге или
на острове Пасхи. (Позднее я с удивлением узнал, что Свято-Алексиевская Пустынь
расположена в трех часах езды от Москвы, в Ярославской области.)
С трибуны же о
Пустыни и Василенко почему-то не говорили ни светские, ни духовные лица. По
всему чувствовалось, что ясного мнения о ее опыте, то ли еще не составлено, то
ли не принято его высказывать.
Мне захотелось
непременно самому побывать в Пустыни и на все посмотреть своими глазами.
Минувшей осенью это мне удалось и, надо сказать, без особого труда. В Пустыни
открывалась научно-практическая образовательная конференция, и от метро туда
шел автобус.
Впечатления от
нескольких дней пребывания в Свято-Алексиевской Пустыни оказались столь
сильными, что я не решился сразу написать об увиденном.
Думалось: вот эмоции улягутся и тогда можно будет все осмыслить по порядку. И вот
уже давно побелели холмы и поля, а вспомню звезды над Пустынью, светящиеся окна
библиотеки, деревянные мостки, часовню, кадета Мишку, стайки девочек в белых
фартуках, веселые глаза отца Алексия – и вновь чувствую, что не могу разъять
все это, разложить по педагогическим полочкам.
|
…Экспедиции в
Крым, музей, рефераты, олимпиады – это еще можно понять, но зачем же
деревенской гимназии, пусть и классической, выпускать тиражом 500 экземпляров
сугубо научное издание, где в редколлегии – ведущие филологи и археологи
Москвы, Петербурга и даже из Америки? И как же надо преподавать, чтобы
заинтересовать ребят, к примеру, статьей «К вопросу о проэмии к «Истории»
Геродота»?
Чиновникам,
озабоченным «реструктуризацией» сельской школы и прочими реформами, тут все
показалось бы избыточным. Детям, взятым с улицы, – древнегреческий
и латынь?! Подросткам, еще вчера спавшим в канализационных люках, – первые
места в олимпиадах МГУ?! Заморышам, брошенным на произвол судьбы, – одна из
лучших коллекций бабочек в Европе? Фундаментальная библиотека? И все это в
деревне?! Да кто позволил?!..
Сейчас я вновь
перечитал тот блокнот, где делал записи во время поездки. Кое-что уже стало
забываться, и теперь эти записи и для меня самого – как письма оттуда, из
Пустыни.
Пусть же они
так и останутся – письмами. Заметками на полях той жизни, что не похожа ни на
городскую, ни на деревенскую, ни на монастырскую… Это
какая-то совсем отдельная жизнь. Нет, не отгороженная
от мира (тут и заборов-то нет), а особенно глубокая, полная.
Письмо второе,
Про деревню Новоалексеевку, часовню Федора Конюхова и дровяной сарай английской
аристократии
Снег с дождем.
Вянет трава, тускнеет под низкими облаками еще вчера багряный и золотой лес,
все живое жмется к теплу, ищет свет в сумерках. Бесприютно и взглядом блуждать,
не то что ногами.
Вот
долгожданный поворот на село Новоалексеевка. Наш автобус с усилием тащится в
гору. За чернеющими стволами лип виднеется краснокирпичный храм с невысокой
мощной колокольней. Вокруг храма рассыпаны полудеревенские и полудачные домики,
с пожухлой листвой и кошками на крышах, с заросшими садиками, с ульями под
облетевшими яблонями, с верандами, с тысячью примет того русского бытования на
земле, когда даже негодные с городской точки зрения предметы назначаются крестьянином
в служивую вещь, полезную в хозяйстве. Автомобильная покрышка приспособлена под
качели. Старая пластмассовая ванночка изображает пожарный ящик с песком.
|
Галина,
художник из Питера, расписывает здесь храм. Дети ей охотно помогают |
Детские коляски
у домика с верандой («тут у нас детский сад-ясли»).
Между колясок бродят важные гуси. (На другой день они, издали заприметив меня,
угрожающе шипели, и я понял, что гуси – это самая надежная служба
безопасности).
Узкая аллея
старых лип – не прямая, а идущая полукружьем поначалу вдоль пруда, а потом
уводящая к храму. Черная фигурка инокини зябко спешит по тропинке.
Вдруг за этой
почти древнерусской картиной открылось трехэтажное деревянное здание,
построенное в стиле доброй старой Англии. За ним – еще одно такое же, только
каменное. Кембридж не Кембридж, но Оксфорд определенно напоминает. Потом мне
рассказали, что эти здания именуются «Старая гимназия» и «Новая гимназия», а
английский стиль – дань не столько архитектурной классике, сколько аскетичной
британской педагогике.
Константина
Алексеевича Чебыкина, заместителя начальника кадетского корпуса (он же по
совместительству заведует кафедрой классической филологии в гимназии), моя
реплика об ассоциациях с Оксфордом не удивила. С истинно британской невозмутимостью
он сказал: «Оксфорд с чего начинался? С дровяного сарая, который сняли четыре
бакалавра. Оксфорд в переводе – «Бычий брод». А чем Новоалексеевка хуже?»
За храмом, на
отлете от всех других строений – деревянная часовня. Говорят, ее поставил Федор
Конюхов в память обо всех погибших путешественниках. В часовне горит неугасимая
лампада и читается неусыпаемая псалтырь.
Спрашиваю
водителя Володю: почему именно здесь Конюхов поставил часовню? «Так у него
здесь сын учился. Федор в кругосветках, а парня куда девать?..»
Быстро, как-то враз стемнело. Покидаем автобус и бредем по деревянным
мосткам, с трудом нащупывая путь. По городской привычке невольно с тревогой
относимся к любой фигуре, показавшейся из глухой темноты. Но звучит приветливое
и непоказное «Здравствуйте!», слышится детская смешливая возня.
Нас ждали с
ужином. Давно я не ел такой вкусной картошки. Оказывается, она прямо с поля –
только на днях закончилась уборка и ребята приступили
к занятиям. Первое недоумение: как же они будут наверстывать этот месяц?
|
Готовить
обед на стольких человек – нелегкое послушание |
Выяснилось – в
Пустыни все учатся до июля. Да и расписание очень плотное. Даже в начальной
школе. Занятия с 9.00 до 12.45. Потом один урок после обеда, два урока – после
тихого часа. После полдника – самоподготовка. У старших гимназистов и вовсе по
девять уроков в день. Сурово.
Из разговора с
Чебыкиным: «Батюшка еще лет десять назад задумал создать здесь университет, но
просил нас никому не рассказывать: чтобы не приняли за сумасшедших. Теперь об
этой идее мы говорим вслух, она всерьез обсуждается, потому что все видят:
здесь это возможно…»
Письмо третье,
О том, как понимание того, что в жизни нет ничего случайного, приводит к
кристаллизации идей
|
Отец Алексий Василенко, в постриге иеромонах Петр |
В 1992 году в
Переславль-Залесский приехал служить ленинградский священник Алексий Василенко.
Под жилье ему нашли дом селе Новоалексеевка, которое
обезлюдело еще в середине 1970-х годов. Посреди села виднелись руины храма.
В селе Новое батюшке
рассказали, что до революции в Новоалексеевке был скит женского монастыря.
Потом старушки принесли отцу Алексию свернутое в рулон старинное полотно. Когда
развернули – с него глядел лик Алексия человека Божия. «Я был поражен, –
рассказывает отец Алексий, – ведь это мой небесный покровитель. И случилось это
в день его памяти. И храм тут был именно этого святого. Я понял, что оказался
здесь неслучайно…»
А деревня тем
временем гибла. Судьба колхоза, к которому относилась Новоалексеевка, тоже была
предрешена. Одни уехали в город, другие махнули на все рукой.
Появление здесь
такого священника как отец Алексий было подобно падению метеорита. Все – от
старух до районного начальства почувствовали, что тихого безропотного умирания
больше не будет. Не будет и того вялого выживания, которое теперь лицемерно
зовется «стабилизацией»…
Вскоре вокруг
Новоалексеевки произошел столь же внезапный, сколь и естественный отбор – одних
проекты Василенко распугали, других, напротив, притянули как магнитом.
Собственно, притянули не проекты, о которых тогда толком никто не знал, а сам
батюшка. Рядом с ним можно было отдышаться, одуматься, разобраться в себе и в
жизни. Пустынь давала кров, кусок хлеба, работу, а главное – те бытийные
смыслы, ради которых стоило жить.
Люди, прибившиеся
к Пустыни, были настолько разными, что нигде и никогда они бы не встретились
друг с другом. Брошенные дети – бродяги, сироты, попрошайки.
Оставшиеся без крыши над головой старики. Подростки, обозленные на весь мир.
Люди зрелые, устроенные, но уставшие от бессмысленности достигнутого комфорта.
А вот судьба
немца Майкла Пюллена. Шестнадцать лет сидел на героине, потом приехал с
католической миссией искать исцеления в России, отбился от соотечественников,
бомжевал, в 1993 году забрел в Новоалексеевку и остался здесь навсегда. В
Пустыни заведует фермой, женился на местной девушке Нине, у них четверо детей.
Свято-Алексиевская
Пустынь рождалась не из схоластических мечтаний и просчитанных бизнес-планов,
она появилась как ответная реакция деятельного и милосердного сердца на гибель,
распад, беспомощность, нищету, уныние, на весь тот мрак, в котором оказалась
страна. При этом Василенко понимал, что если Пустынь будет только приютом и
богадельней – она обречена и с духовной, и с житейской точки зрения. Так началась
кристаллизация идей и стала строиться не резервация для несчастных и
выброшенных из жизни, а стартовая площадка. Духовный, социальный и
образовательный центр с перспективой создания университета. Сам масштаб такой
задачи страховал от проблемы чрезмерной самоизоляции, на которой споткнулось
немало православных общин…
Письмо
четвертое,
О том, как полезно иногда оставить в покое Дарвина
Рассказывает
отец Алексий:
«Поначалу наши
дети ходили в школу соседнего села, но в 1995 году мы поняли, что детей надо
учить здесь, поскольку из-за бездорожья дети пропускали до половины занятий.
Кроме того, началось безжалостное разорение сельских школ. Вокруг нас закрыли
четыре школы. В первый год у нас было одиннадцать учеников и семь педагогов, на
другой год – четырнадцать учеников и восемь педагогов. Но вот сейчас у нас сто
пятьдесят учеников и семьдесят три педагога. Мы решили, что уж если создавать
школу, то высокого интеллектуального типа, а именно: классическую гимназию. Но
как это сделать вдали от культурных центров? Так родилась идея музеев, которые
не только должны обеспечить учебный процесс дидактическим, зримым материалом,
артефактами, но и дать детям мотивацию к серьезному, глубокому обучению. Чтобы
у детей и голова, и сердце работали по максимуму».
|
Урок
химии |
Из уставных
документов: «Гимназия Свято-Алексиевской Пустыни является закрытым учебным
заведением, и сочетает в себе свойства и качества классической гимназии,
физматшколы, духовного и реального училищ и аграрной школы…»
Пустынь
стремительно наладила связи с МГУ, МПГУ, геолого-разведочным
университетом, с академическими институтами РАН. Профессора стали приезжать в
Новоалексеевку читать лекции старшеклассникам. Ребят стали брать в
геологические, палеонтологические и археологические экспедиции.
Оказалось, что
когда речь идет о живом деле спасения, старым оппонентам – науке и Церкви –
нечего делить. Глупо бодаться вокруг Дарвина, когда по городам и весям тысячи
детей роются в мусорных контейнерах, живут на теплотрассах и побираются на
вокзалах.
Рассказывает
отец Алексий:
«Дети очень
слабые к нам попадают, с истощенной нервной системой, с ничтожным культурным и
нравственным запасом. Очень быстро мы поняли, что по программе классической
гимназии у нас смогут обучаться максимум двадцать процентов ребят. Многие дети
до этого и в обычной-то школе еле учились или не учились вовсе. А тут такая
сложная программа: кроме сильной математики, четыре языка – два классических и
два новых, а с церковнославянским – все пять. Поэтому
школу нам пришлось дробить, делить, приспосабливая ее к детям, к их
возможностям и склонностям. Так при основной школе у нас появилась трудовая,
потом появилась школа искусств и кадетский корпус…»
На дверях
математического класса – табличка: «Раушенбаховская аудитория». Вся обстановка
этого класса посвящена Борису Викторовичу Раушенбаху. Здесь хранятся переданные
вдовой великого ученого подлинные архивные документы – тетради, рукописи,
блокноты, фотографии. В классе астрономии – экспозиция, посвященная одному из
основоположников астрофизики Василию Григорьевичу Фесенкову…
Первых
иностранцев, приезжавших в Пустынь, больше всего поражало своеобразие русского
пути к высокой духовности: нет канализации и дороги, но есть шесть музеев.
Сейчас есть и канализация, и дорога, и даже кулеры с водой в коридорах школы.
Письмо пятое,
О том, как управиться с неуправляемыми
Мой провожатый
по Пустыни – кадет Миша Голохваст. В ладной военной форме зимнего образца
(теплая куртка, штаны, зимние ботинки) он выглядит старше своих четырнадцати.
Ему не терпится показать мне кадетский корпус, и мы идем мимо фермы, загона для
лошадей, тракторной станции к новенькому кирпичному двухэтажному зданию.
|
По дороге Миша
рассказывает, что он из Петербурга, что у него есть только мама, что она иногда
его навещает, что сейчас он в седьмом классе, а собирается учиться здесь до
девятого, а потом пойти в училище, скорее всего – в
военное.
Навстречу нам
шагает по раскисшей дороге строй кадетов. Отец Алексий потом расскажет мне:
«Кадетский корпус – для нас это педагогический прорыв. Военная система иерархии
оказалась единственно возможной для тех мальчишек, которые считаются
неуправляемыми…» А ведь бывают и неуправляемые девочки, заметил я. «Бывают, –
согласился Василенко. – Одна из таких девочек просится вот сейчас с мальчишками
айкидо заниматься. Мы не пускаем, потому что она мальчишек и без всяких приемов
на лопатки кидает. Для таких воинственных девочек нам пришлось создать небольшое сестричество сестер милосердия. Они там изучают не
только основы медицинского дела, но и некоторые военные предметы в небольшом
объеме…»
У корпуса, как
и положено, – гордое название: «Сухопутный Святого Благоверного Великого Князя
Александра Невского кадетский корпус».
На первом этаже
корпуса Миша показывает мне домовую церковь, классы, военно-историческую
библиотеку (она выписывает 25 военных изданий!), в подвале – тир, на втором
этаже – спальные кубрики. Кровати заправлены как в кремлевском полку. У
оружейной комнаты, как это и положено, пост дежурного. Словом, все серьезно.
Потом Мишка
ведет меня в гимназию; по дороге мы не можем удержаться, чтобы не погладить
жеребенка, не заглянуть в открытое окно маленькой кухни – оттуда очень вкусно
пахнет пирожками.
Расписание
уроков в фойе гимназии. Вот расписание на субботу в седьмом классе: русская
история, геометрия, латынь, древнегреческий, каллиграфия, всемирная история,
биология… Вопрос о перегрузке детей упреждается цитатой из К. Д. Ушинского,
помещенной тут же, рядом расписанием и лицензией: «Более всего необходимо,
чтобы для воспитанника сделалось невозможным то лакейское препровождение
времени, когда человек остается без работы в руках, без мысли в голове, потому
что в эти именно минуты портится голова, сердце и нравственность».
Письмо шестое,
О книжном рае
С гимназистом
выпускного класса Пашей Золотаревым я познакомился в тот момент, когда он шел и
на ходу читал толстенную книжку. Я поинтересовался, что за книжка. Оказалось,
«О природе вещей» Лукреция. Сначала я удивился, а потом вспомнил себя в Пашином возрасте. Тогда ход
мыслей мне тоже был интереснее всякого художественного сюжета.
Паша привел
меня в библиотеку Пустыни. Я много видел библиотек на свете, но эта! Уходящие
под высокие своды книжные шкафы, узкие деревянные лестницы, похожие на
корабельные трапы, роскошные модели парусников и главное – тот особенный, умный
уют, на который мы так отзывчивы в детстве. Библиотека из снов маленьких
библиофилов – возможно, такая снилась отцу Алексию в первом классе.
|
Когда за окнами
непогода и тьма, здесь – уютный свет настольных ламп, огромный глобус,
таинственно светящийся изнутри… До десяти вечера
светятся высокие окна библиотеки. Тихо. И в этой тишине кажется, что книги не
шелестят, а вздыхают, шепчутся.
В первых
шкафах, у самого входа – книги для самых маленьких читателей. Тут же отдельный
маленький стол и стульчики для дошколят и их любимый
сундук. «Раньше они так перерывали книги, что потом долго приходилось все
расставлять по местам, – рассказывает главный хранитель библиотеки Татьяна
Георгиевна Крылова. – Сейчас мы уже знаем их любимые книги и держим их в
сундучке».
Такого обилия
справочных изданий я не видел даже в университетской библиотеке. Энциклопедии
русские, европейские, американские, немецкие…
«Здесь треть
нашей библиотеки, рассказывает Татьяна Георгиевна, – Без периодики, без
учебников – 115 тысяч томов. Размещать негде. Чтобы разгрузить библиотеку, на
мансардном этаже Новой гимназии будет открыта еще четыре читальных зала и
десять хранилищ, а также отдел редкой книги. В этот отдел переедут вот эти
старинные шкафы: тут у нас западно-европейские
рукописи и издания, начиная с шестнадцатого века, а древнерусские –
пятнадцатого. Линней и Паскаль, прижизненные издания. Учебник Федора
Поликарпова – первый в России учебник латыни и древнегреческого, и лексикон к
этому учебнику. “Арифметика” Магницкого. Двухтомник Платона шестнадцатого века.
Издание гомеровской “Одиссеи”«, тоже шестнадцатый век – параллельно на
греческом и на латинском… У нас договор с Исторической
библиотекой об обмене фондами».
Я онемело таращился на раритеты, не веря своим глазам, а
потом, чтобы как-то успокоиться, сел полистать журналы, выходящие в Пустыни.
«Схолии», научный, публицистический и художественный альманах. Тираж 15
экземпляров… Статья «Несколько слов о коллекции пауков в энтомологическом кабинете
Свято-Алексиевской Пустыни». Первая фраза, попавшаяся на глаза: «Чувство
неприязни, которое питает человек к паукам, совершенно неосновательно…»
Отрывок из
дневника гимназистов, встречавших рассвет на высоте 2100 метров: «В 6 ч.
подъем. С собой взяли лишь хлеб, яблоки и фотоаппараты. Начало светать, поэтому
шли очень быстро… Вот все подтянулись, сгрудились на
краю обрыва. Где-то далеко внизу зеленое море пихт, все остальное – небо. А
через несколько минут что-то огромное, круглое, дрожащее… И
вдруг брызнули первые лучи! Мы запели «Отче наш»…
Письмо седьмое,
О том, что и уникальность бывает не в радость
Боюсь, что
увлекшись деталями, я упустил что-то коренное, главное. То, что стоит за
основным тезисом отца Алексия: «Дети должны много, много чего знать. И многое
уметь. Но альфа и омега истинного образования и воспитания – это благочестие.
Без него все не впрок». Но о «воспитании по Василенко» было бы легкомысленно
писать на основании короткой поездки.
|
В
Пустыни отношение к картошке трепетное. Все знают, чего стоит ее вырастить и
собрать. А чистить ее к обеду – это уже почти праздник, а не тяжелая
повинность |
Странно, но
опыт Свято-Алексеевской пустыни мало кому известен за
ее пределами. Даже в интернете почти нет упоминаний. Возможно, причина в том,
что отец Алексий оказался на «ничейной» полосе – между православной и светской
педагогикой. В центре его «экспериментальной площадки» (и концептуально, и
буквально) – храм, и это обстоятельство уже само по себе может отпугнуть многих
людей, далеких от Церкви. Им трудно представить, как священник и настоятель
может быть педагогом-новатором.
С другой
стороны, школы Свято-Алексиевской Пустыни столь открыты академической науке и
светской культуре, столь многое умеют находить там для себя, что в глазах
некоторых «ревнителей» это выглядит опасной уступкой. Они искренне считают, что
отец Алексий впал то ли в прелесть, то ли в ересь, то ли просто сошел с ума.
Слишком непривычно все, что он делает. К счастью, такой подход демонстрируют
лишь маргиналы – на епархиальном уровне к деятельности отца Алексия относятся с
большим уважением.
|
Но все равно
пока опыт Пустыни остается уникальным.
«Нас такая
уникальность не радует, – говорит отец Алексий. – Ведь ничего
невоспроизводимого в нашем опыте нет. Каких-то затрат невероятных или кадров
особенных. Много к нам приезжало за эти годы и монахов, и священников, и
учителей, и директоров школ, и ученых, которые говорили: мы тоже будем делать.
Но пока я что-то не вижу их результатов… Наверное,
потому, что сразу замахнулись не больше не меньше как на выращивание будущей
элиты России. Но это означает предвосхищать волю Божию. Да и как можно
воспитать то, чем сами не являемся?»
Письмо восьмое,
последнее,
О том, что нельзя привыкать к темноте
Вечер.
Всенощная в храме Алексия Человека Божия. Кадеты и гимназисты. Старушки и
монахи. Девочки в белых платочках. Священники и профессора. Водители и
библиотекари. Учителя и конюх… Ощущение Ноева ковчега – так тесно стоят люди,
так отчаянно бьет в окна снег с дождем. А нам светло.
|
Выходим в ночь.
С полминуты медлим – глаза должны привыкнуть к темноте, к мраку.
Быстро строятся
и уходят кадеты. Малыши в капюшонах, в темноте – как ежики. Четырехлетний Артем
взял меня за руку. У него не было пары. Мы идем на веранду. Она где-то там, за
черными кустами.
Вот и пришли.
Веранда освещена всего одной лампочкой, но как роскошен ее свет среди
обступающей ночной непогоды! Артемка ничего не говорит. Он просто крепко держит
меня за руку.
Нет, нельзя
привыкать к темноте.
Деревня
Новоалексеевка
Переславль-Залесский район
Ярославская область
P.S. Когда в
этих заметках была поставлена точка, из Новоалексеевки пришло тревожное
сообщение: у отца Алексия Василенко – обширный инфаркт. Сейчас он находится в
одной из московских больниц. Принял монашеский постриг с именем Петра. Пустынь
просит ваших молитв о иеромонахе Петре.