О Свято-Алексиевской Пустыни

Видеоматериалы

подробнее...

Фотоматериалы

подробнее...

В прессе

подробнее...

Что такое Свято – Алексиевская Пустынь?

«Жить стоит только ради того, за что можно умереть»

И. Ильин

Наши друзья и благодетели, попечители и ктиторы, почитатели и последователи, недруги и злопыхатели нередко недоумевают: что же это такое – эта Свято – Алексиевская Пустынь? Этноконфессиональный заповедник? Экодеревня? Образовательный центр? Фермерское хозяйство? Товарищество чудаков? Клуб по интересам? Православный монастырь? Что же это такое, наконец?! Некоторые даже называли нас сектой, что, конечно, так же далеко от истины, как и утверждение фарисеев о Христе, что «Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского» (Мтф., 12, 24).

Свято–Алексиевская Пустынь – это прежде всего уникальный опыт устроения и построения жизни по Божиим законам во всём её многообразии, богодарованном богатстве и красоте. И ещё это феномен духовной экологии социума.

Экологию жизненного пространства составляет не только экология природной среды, но в гораздо большей степени экология духовного мира человека. Чистота нравственной жизни, мир и гармония с Богом, природой, обществом, собственной душой, мудрость и красота в повседневной жизни, труд как основа земного счастья, приоритет соборного над личным, общественного над частным – вот подлинные нервы и кровеносные артерии истинной экологии общественной и частной жизни. Более того, экология природной среды обитания является лишь функцией, результатом, итогом экологии духовной жизни социума, и без исправления этой последней немыслимо и бессмысленно пытаться исправить первую: это невозможно в принципе.

Среда, в которой человек живет, по мнению преосв. Амвросия Харьковского, решает его участь: «Под влиянием добрых примеров, при упражнении в добрых делах, развиваются люди честные, трудолюбивые, благожелательные, склонные к миру, порядку, готовые делать всё для пользы своих семейств и общества. Напротив, в среде людей порочных складываются праздные любители удовольствий, жадные к наслаждениям чувственным, наживе, эгоисты, для которых труд мучение», а общая польза – пустой звук, вызывающий лишь кривую циничную ухмылку.

Исходя из осознания этой истины мы и строили свою жизнь в Обители.

Начало деятельности Обители было положено в 1991 – 1992 году по благословению духоносного Батюшки протоиерея Василия Лесняка. Вначале возникла небольшая группа единомышленников, которые решили строить свою жизнь в соответствии со своими жизненными идеалами. Среди нас были священники и миряне, монахи и учёные, земледельцы и музыканты, художники и искусствоведы, одинокие и семейные, взрослые и дети, высокообразованные и полуграмотные дедушки и бабушки. Такой сложный состав диктует и непростую структуру Пустыни: это как бы соединение соседствующих на одном духовном острове мужской и женской монашеских общин, общины мирян, в том числе семейных, приютов для престарелых и детей-сирот. Это также всевозможные учреждения при них – школы, библиотеки, инженерные службы, коммунальное и земледельческое хозяйство, различные мастерские и студии и многое другое.

ОБЩИНА. ОБИТЕЛЬ

«Как много у нас того, что нужно глубоко оценить и на что взглянуть озарёнными глазами».

Н.В. Гоголь

Общинная жизнь, её духовная высота, потребность в ней истинно верующей души есть камень преткновения для большинства православных людей последнего времени, – причём под «последним временем» мы понимаем все семнадцать веков, истекшие после эпохи раннехристианских мучеников. Опыт первохристианских общин прочно забыт, а все академические воспоминания о нём носят характер почти легендарный, а экзегеза этого опыта далека от его истинной духовной сущности и отмечена печатью махрового рационализма. Истинные апостолы этого подлинного общинного опыта древней Церкви крайне редки, – нам, по крайней мере, известен только один такой человек, Николай Николаевич Неплюев (исключая, конечно, опыт православных монастырей). Обычно общинная жизнь первых христиан объясняется позднейшими её истолкователями в основном с позиций прагматических: необходимость вместе пережить остракизм иудейской среды и гонения римских властей, питать сирот, помогать бедным, хранить чистоту девиц и вдов. Однако отнюдь не эти побуждения были главным мотивом объединения первых христиан в общины–семьи, и решение поименованных задач было лишь следствием, а не целью общинного бытия первых христиан. Так что же побуждало современников апостолов и Самого Господа Иисуса Христа объединяться для общего жития? Ведь мы сейчас уверены, что такая жизнь «к лицу» только монахам, а нам, мирянам, она не только не нужна, но и не полезна, а то и просто вредна и опасна (как бы в секту не превратиться, «сотериозвёздной» болезнью не заболеть). Так какие цели преследовали первые христиане, собираясь для совместного жития? Могли быть это цели экономические? Однозначно нет: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Матф., 19, 21). Социальные? Для их решения не требовалось селиться вместе, можно помогать бедным и обездоленным и живя в своём доме, «своим хозяйством». Культурные? Ещё абсурднее. Благотворительность? Для неё не требуется ни обобществление имуществ, ни совместное проживание; Апостол Павел делал это вне всякой общины. Так что же это была за сила, собиравшая вместе сотни и тысячи людей, дававшая им нравственную силу расставаться с нажитым, часто тяжким трудом, имуществом, личной «свободой», дисциплинарной независимостью и много с чем ещё? Имя ей – ЛЮБОВЬ. Да, одна только она способна была собрать всех вместе членов общины, слить воедино их сердца, души, дыхание, мысли. Она и только она являлась достаточной целью для мотивации к вступлению в общину. Она и только она стоила тех жертв, которые приносились общинниками на её алтарь. Любовь была и остаётся единственной целью, единственным смыслом и единственным содержанием общинной жизни. Жизнь в общине делает актом, проявлением любви каждый шаг каждого её члена. Чтобы он ни делал – он делает это для всех братьев по общине, а следовательно служит им, совершает дело любви. Ведь любовь, как и вера, доказывается не словами, а делами. И в этом смысле – как проявление деятельной любви – не только равной, но даже отдалённо подобной общинной по своему духовно – нравственному достоинству формы жизни не существует и быть не может. Итак, Любовь есть синоним понятия «Община» .

«Общежитие освятил Сам Христос, Спаситель наш. Призвав Своих святых учеников и апостолов, Он обращался с ними на основах полного общежития», – писал известный подвижник рубежа XIX-XX веков Игумен Серафим (Кузнецов).

Священное Писание, повествуя о жизни первохристианских общин, говорит следующее: «Все же верующие были вместе и имели всё общее. И продавали имения и всякую собственность и разделяли всем, смотря по нуждам каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян. 2, 44-47). «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду» (Деян. 4, 32-37). Кстати заметим, что Свято-Алексиевская Пустынь не только не требует, но и не принимает от своих членов подобных жертв – слишком уже переменчиво сердце современного человека. Невозможно вообразить себе более полное воплощение в жизни заповедей Божиих, чем мы видим в приведенных выше отрывках. Полнота духовного совершенства членов первохристианской общины была залогом и социальной благоустроенности её членов, и мира с Богом, и самим собой, и окружающим миром. Можно смело сказать, что община есть спасение каждого усилиями всех и спасение всех усилиями каждого. С течением же времени, по слову Спасителя, «по причине умножения беззакония, во многих охладела любовь» (Мтф., 24:12) и жизнь в общинах для большинства христиан сделалась непосильной.

Позднее место древнехристианских общин в жизни верующих заняли монастыри. Многочисленные монастыри имели на Руси особое, ведущее значение в просвещении народа. Монастыри были подлинными «университетами», где древнерусский человек получал истинное образование и воспитание, освобождавшее его от рабства страстям и делавшее его настоящим христианином и верным сыном своей Родины. Знания, получаемые в монастырских школах, сочетались с социальным служением людям: бедным и несчастным здесь подавалось телесное утешение раздачей милостыни, ищущим спасения создавались условия и давалось руководство для подвижнической жизни. Русские люди видели в монастырях живые примеры истинно-христианской жизни. Неудивительно, что монастыри имели столь большое нравственное влияние на общество.

Монастырь давал не только православное воспитание. Вся русская книжность шла из монастырей. В монастырях писались летописные своды. Через них народ постигал уроки истории, учился видеть действие Божественного Провидения в своем бытии и его важнейших событиях. Проверенная критерием истинной мудрости и чистоты литература закладывалась в основу всего образования на Руси, которое всегда было подчинено высшей цели – духовному и нравственному становлению человека, его возрастанию в добродетели.

Монастырь на Руси был также школой хозяйствования, трудолюбия, школой взаимного братского служения друг другу и школой мужества: когда Русской земле угрожал внешний враг, монастыри превращались в крепости.

Монастыри имели огромное влияние на общество в целом; неудивительно, что образовательное влияние монастырей давало преобладание в обществе религиозному строю жизни.

Община Свято-Алексиевской Пустыни имеет своей целью устройство жизни, основанной на Евангелии, православных традициях и исконном монастырском и народном укладе. Итак, «Монастырь для мирян», или «Монастырь и для мирян» – называем мы свою Обитель. Не являясь монастырем в обычном смысле, мы видим свою цель в том, чтобы в доступной нам мере приблизиться к идеалам христианской жизни. Поэтому осуществление обязательных христианских добродетелей: послушания, безкорыстия, братолюбия, трудолюбия, церковного благочестия и молитвенности – полагается основой жизненного строя нашей Обители.

Обитель, составляющая её община насельников, является сердцевиной и материнским лоном, из которого с неизбежностью рождаются все прочие структуры и подразделения, составляющие Свято – Алексиевскую Пустынь.

ТРУД

Трёх подвигов требует Бог от человека: подвига веры, подвига любви и подвига труда.

Н.Н. Неплюев

С самого начала жизнь общины была ориентирована на то, чтобы самим производить всё необходимое для пропитания насельников. Были распаханы поля, где сеяли зерновые и травы для скота, сажались огороды, закладывались сады и ягодники. На ферме содержались крупный рогатый скот, овцы, козы, свиньи. Был устроен птичник. С 1994 года существует конюшня. Поголовье крупного рогатого скота превышает 100 голов. Была заведена пасека. В настоящее время большое значение придаётся развитию тепличного хозяйства.

Интенсивно развиваются небольшие животноводческие комплексы: овцеферма, козеферма, свиноферма, птичник, где содержатся куры, утки, индейки, цесарки, перепела. Построен новый коровник на 100 голов дойного стада.

Активно поддерживается парк техники, построены автомастерские.

На сегодняшний день община имеет 550 га земли, бол. 40 га огородов, более 3 га садов и ягодников, около гектара занимает ботанический сад, коллекция которого на сегодня превышает 700 видов (свыше тысячи сортов) растений. Конюшня насчитывает 30 лошадей. В 2008 году был заложен и в последнее время активно развивается дендропарк, под который отведено 80 га доброкачественной земли.

Кроме того, Обители принадлежит более 800 гектаров земли в Костромской области, которые ещё предстоит освоить.

Конечно, мы всеми силами стремимся к тому, чтобы сделать хозяйство рентабельным, способным не только давать нам достаточное количество продуктов питания, но и приносить прибыль. Но есть одно непреодолимое для нас препятствие: для создания такого хозяйства необходимы серьёзные первоначальные денежные вложения, которых у нас нет. И за все годы нашего существования пока не нашлось благодетеля, готового прийти на помощь и взять на себя такие затраты.

Рабочий день у большинства насельников, в т.ч. и даже в особенности у руководителей Пустыни, 12 часов (как это определено человеку в Священном Писании) и более. Мзды за свой труд никто из насельников не получает. При этом Обитель принимает на себя все обязательные потребности насельников: питание, обезпечение жильём, одеждой, лечение, отдых, обучение детей.

Пустынь оказывает регулярную материальную помощь от плодов своих рук, в первую очередь продуктами питания, многим нуждающимся в этом за пределами Обители.

ДЕТИ-СИРОТЫ. СТАРИКИ

Даяшеся коемуждо, его же аще кто требоваше (Деян. 4, 35).

В 1993 году в общину были взяты первые дети-сироты и одинокие больные старики, положившие начало соответственно детскому приюту и богадельне. С 2002 года приют реорганизован в негосударственное учреждение социального обслуживания «Православный детский центр – пансион долгосрочной (длительной) социальной реабилитации им. Святых Царственных Мучеников».

Значительная часть детей, находящихся в школе или дошкольников – это дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Созданная для них специальная социальная служба осуществляет реализацию их прав в соответствии с законом: им оформляется гражданство, закрепляется жильё или право на его получение, оформляется пенсия и т.п. Для этого существуют социальная служба и юридический отдел. С проблемами внутреннего характера им помогает справиться психологическая служба Обители.

После окончания школы дети остаются до конца периода получения высшего или среднего профессионального образования под покровительством Пустыни. В частности, им выплачивается от Обители стипендия, а также оказывается помощь в виде одежды, продуктов питания. При необходимости – содействие в трудоустройстве.

В Обители имеется небольшая богадельня, где постоянно находится до десяти призреваемых. За годы своего существования Обитель уже похоронила многих из них, большинство которых были обитателями богадельни.

ГИМНАЗИЯ

Полагаю же, что всякий, имеющий ум, признает первым для нас благом ученость, которой многие из христиан по худому разумению гнушаются как злохудоучёной, удаляющей от Бога; и Небо, землю, воздух и все что в них не должно презирать за то, что некоторые худо разумели, и вместо Бога им воздали божеское поклонение. Напротив, мы избежим всего опасного и не станем с безумцами тварь выставлять против Творца.

Свт. Григорий Богослов

Ради Бога, не требуйте и не вводите легкой школы; легкая школа – это социальное преступление... Легкая школа – это школа для барчуков, какое-то нелепое и оскорбительное возрождение крепостного права на капиталистической подкладке.

Проф. Ф.Ф. Зелинский

В 1995 году создана Православная Классическая Гимназия Свято – Алексиевской Пустыни. Первоначально в школе было 11 учеников при 7 педагогах.

В настоящее время в Гимназии обучается более 200-т учеников, в некоторые года доходит до 300-т обучающихся, работает до 70-ти педагогов. Многие из наших воспитанников – дети крайне трудной судьбы. Много детей поступают с серьёзной педагогической запущенностью, тяжёлым социальным опытом и т.п. проблемами. Однако в конечном итоге выпускники Гимназии успешно справляются с едиными государственными экзаменами. В целом почти все наши выпускники поступают в ВУЗы, и лишь немногие – в техникумы и колледжи.

У школы хорошая учебная база, великолепно оборудованные кабинеты, лаборатории, компьютерные классы. Есть небольшой стадион, спортивный зал, а в Кадетском Корпусе – и тренажёрный зал. Большое внимание уделяется спорту.

Школа имеет лицензию и государственную аккредитацию в статусе гимназии.

В 2012 году на конкурсе «За нравственный подвиг учителя», проводимом совместно Министерством образования и Московской Патриархией, Гимназия Свято – Алексиевской Пустыни стала победителем в номинациях «Духовно-нравственное воспитание в образовательном учреждении» и «Лучшее педагогическое исследование года». В 2014-15 уч. году наша Гимназия была включена Министерством образования и науки в рейтинг лучших школ России.

КАДЕТСКИЙ КОРПУС

Служи идее Христианства, идее истины и добра, идее государства и народа, хотя бы это стоило тебе величайших усилий и пожертвований, хотя бы это навлекло на тебя несчастье, бедность и позор, хотя бы это стоило тебе самой жизни.

К.Д. Ушинский

Больше сея любве никто же имать, да кто душу свою положит за други своя (Ин. 15, 13).

С 1999 года при Гимназии создан кадетский корпус. Полное его название – Объединённый Святого Апостола Андрея Первозванного Кадетский Корпус Свято – Алексиевской Пустыни. В Корпусе в настоящее время воспитывается около 80 кадет, мальчиков с 5-го по 12-й класс. Их воспитанием занимаются офицеры-воспитатели и преподаватели военных дисциплин, – как правило, профессиональные военные. Весьма успешная структура. Неизменно в течение многих лет воспитанники занимают первые места на всероссийских соревнованиях среди кадетских корпусов и военизированных детско-юношеских организаций. Несколько лет назад они заняли 1-е место на международных соревнованиях по воинскому многоборью среди стран-участниц ОДКБ в Киргизии (т.н. «Кубок семи Президентов»). В прошлом году – 1-е место по России в финальных играх «Победа» в Севастополе.

Военно-патриотическое воспитание в Корпусе осуществляется штатными офицерами – воспитателями и педагогами, как офицерами, так и гражданскими лицами. Военно-патриотическому воспитанию способствует регулярное участие в военизированных играх и соревнованиях. Проводятся военно-исторические викторины. Кадеты участвуют в экспедициях «Вахта памяти» по захоронению павших в боях во время Великой Отечественной Войны советских воинов. Ими собран солидный Музей воинской славы, где размещены найденные ими во время экспедиций предметы времён Великой Отечественной войны, а также дары ветеранов военных конфликтов второй половины 20-го – начала 21-го века. Корпус постоянно посещают несколько генералов и адмиралов, Герои Советского Союза и Герои России, ветераны боевых действий, старшие офицеры и сотрудники военных организаций и воинских частей – шефов Корпуса: ГРУ, Федеральной Таможенной Службы, московских и переславских ветеранских организаций. Особенно близкие отношения возникли у Корпуса с общественной организацией ветеранов боевых действий «Боевое братство». Воспитанники Корпуса регулярно участвуют в различных праздничных, юбилейных, воинских мероприятиях в Переславле, Ярославле и Ярославской области, в Москве и Московской области и других регионах, что, безусловно, является немаловажным фактором их военно-патриотического воспитания.

В 2011 году при активной поддержке адмиралов и офицеров Военно-морского Флота в Обители создан Морской Святого Праведного Воина Фёдора Ушакова Кадетский Корпус Свято – Алексиевской Пустыни. 27 февраля 2011 года состоялось торжественное открытие нового Корпуса в присутствии четырёх адмиралов ВМФ и вручение ему Андреевского военно-морского флага высшими офицерами Российского Флота. Таким образом Сухопутный Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского Кадетский Корпус был реорганизован в Объединённый Святого Апостола Андрея Первозванного Кадетский Корпус Свято – Алексиевской Пустыни, в состав которого вошли Сухопутный и Морской Корпуса и казачий и музыкальный отдельные взвода.

Для девочек, желающих обучиться основам медицинской помощи, ухода за больными и диаконического служения, а также получить начальную военную подготовку, при Корпусе уже много лет существует Общество сестёр милосердия. Девочки – сёстры помогают в уходе за больными и маленькими детьми в Пустыни и в других государственных и церковных социальных службах и учреждениях. Многие из них после окончания Гимназии продолжают учёбу в медицинских учебных заведениях. Годы, проведённые ими в сестричестве, являются для них хорошей школой милосердия и сострадания к ближним.

ШКОЛА ИСКУССТВ

Если ребенок с раннего детства приучен к хорошей классической музыке, благотворно действующей на душу, то вряд ли потом соблазнится грубыми ритмами рока и иной нынешней псевдомузыкой, чего не сказать о ребенке, лишенном музыкального образования. Как говорят оптинские старцы, такая музыка облагораживает душу, подготавливает ее для духовного.

Иеромон. Серафим Роуз

Когда появятся дети, учите их музыке, настоящей музыке, а не танцам да песням. Музыка помогает развитию и приятию духовной жизни. Душа утончается и начинает внимать духовной музыке.

Старец Варсонофий Оптинский

В 2003 году в Обители появилась музыкальная школа, влившаяся в 2005 году во вновь созданную Школу Искусств. В настоящее время в Школе Искусств обучаются почти все дети Пустыни. В школе действуют отделения музыкальное, народных инструментов, хоровое, художественно-графическое (изобразительного искусства), иконописное, прикладного искусства, драматическое, хореографическое, художественного моделирования одежды, женских художественных рукоделий. При ШИ функционируют несколько хоров, оркестр народных инструментов, духовой оркестр, керамическая мастерская, изостудии, школьный театр. Театр в последние годы часто выезжает на гастроли в различные города. В его репертуаре спектакли из русской и зарубежной классики, в т.ч. постановки пьес В. Шекспира, «Евгения Онегина» А. Пушкина, современных авторов. А клиросный хор на международном фестивале-конкурсе «Рождественская песнь» неоднократно был лауреатом 1-й степени. В 2011 – 2012-м годах сводный хор и ансамбль гармонистов Школы Искусств несколько раз выступали в совместных концертах с Академическим оркестром русских народных инструментов ВГТРК под управлением Н.Н. Некрасова в лучших залах г. Москвы, - в том числе в Рахманиновском и в Большом Зале Московской Консерватории, в зале имени П.И. Чайковского. Хоровые коллективы школы искусств неоднократно становились лауреатами международных конкурсов «Рождественская песнь», конкурса-фестиваля «Будущее России» под эгидой МИД России и МГИМО. Танцевальное отделение устраивает для всей Пустыни праздничные балы. Школа неплохо оснащена. Имеется 8 роялей и более 60-ти пианино.

Школа искусств часто принимает гостей из других подобных учреждений, сама выезжает с концертами. Концерты и выставки, спектакли и балы подготавливаются Школой Искусств ко всем значительным датам и праздникам в жизни Пустыни и Гимназии. В них часто кроме детей участвуют и взрослые насельники – так, например, в концертах оркестра народных инструментов нередко выступает именно такой смешанный состав детей и их родителей.

У театральных, хоровых и музыкальных коллективов Школы Искусств широкая география гастрольной деятельности – это Переславль, Ярославль, Москва, Санкт-Петербург, Бугульма, Сербия и другие города и веси.

ТРУДОВАЯ ШКОЛА

Более всего необходимо, чтобы для воспитанников сделалось невозможным то лакейское препровождение времени, когда человек остается без работы в руках, без мысли в голове, потому что в эти именно минуты портится голова, сердце и нравственность.

К.Д. Ушинский

«Взамен счастья, потерянного за грех, дан человеку труд, и вне труда нет для него счастья. Труд есть единственное доступное человеку на земле и единственно достойное его счастье… Так начертал Господь закон свободного труда и во внешней природе, и в самом человеке, его теле, сердце и уме. Высылая человека на труд, Творец сделал труд необходимым условием физического, нравственного и умственного развития и само счастье человека поставил в неизбежную зависимость от личного труда. Карая, Господь сострадал Своему созданию, посылая смерть, полагал семена новой жизни. «Трудись!» – сказал Он человеку, и в этом слове выразилась вся неполнота падшей природы человека и всё достоинство его земной жизни. Труд сделался отличительным признаком сына земли, знаком его падения и указанием пути к совершенствованию, признаком безсилия и залогом силы, цепью, накинутой природой на человека, и уздой в руках человека для обуздания самовластия природы, клеймом рабства и печатью свободы; жизнь и самое счастье стали трудом, но зато в труде же нашел человек и жизнь, и единственно достойное его счастье…

…Важное педагогическое последствие, вытекающее из психологического значения труда, состоит в том правиле, что воспитание не только должно развить разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни серьезной, ни счастливой» (К.Д. Ушинский).

В 2003-м же году была создана трудовая школа, ставящая своей целью приучение детей к труду и сообщение им первоначальных профессиональных навыков.

ШКОЛЬНАЯ НАУКА. ЭКСПЕДИЦИИ

Везде исследуйте всечастно, всё что велико и прекрасно, чего ещё не видел свет.

М.В. Ломоносов

В школе широко развито направление детской исследовательской деятельности в различных областях. Дети принимают активное участие в олимпиадах и конференциях различного - от районного до всероссийского - уровня, Так, наши юные палеонтологи вместе с их научным руководителем успешно выступали на многих отечественных академических конференциях и зарубежной (в Мексике). Все доклады получили высокую оценку учёных и были опубликованы в научных сборниках. Все работы выполнены на высоком техническом уровне, с использованием лабораторной базы государственных НИИ и университетов.

Кроме палеонтологического направления развиты другие сферы детской научной деятельности. Это, прежде всего направления экологическое, археологическое и геологическое.

В рамках указанной школьной научной работы ведётся активная экспедиционная работа. Такие экспедиции работают ежегодно. Обычно это экспедиции: геологическая, палеонтологическая, археологическая, в некоторые годы – биологическая и фольклорно-этнографическая. Зона охвата их деятельности – Кольский полуостров и Карелия, Архангельская и Вологодская обл. и Урал, Верхняя, Средняя и Нижняя Волга и Ока, Кавказ и Крым, Саяны и Байкал.

Научными руководителями школьной научной деятельности, в том числе руководителями экспедиций, являются профессиональные учёные, кандидаты и доктора наук, часть которых постоянно проживает в Пустыни.

Многие насельники продолжают, а некоторые только начинают здесь своё образование. Так, в настоящее время несколько человек обучаются заочно в ВУЗах и в аспирантуре.

СПОРТ

О спорт! Ты – мир!

Это прежде всего лёгкая атлетика, футбол, волейбол, баскетбол, лыжи, единоборства, бокс, военное многоборье, конный спорт. В 2013 году меценатами Обители была построена первоклассная хоккейная «коробка».

Конным спортом дети Пустыни занимаются с 1994 года. В настоящее время им занимается несколько десятков человек. Конюшня насчитывает 35 лошадей. Имеются опытные инструкторы. Дети получают спортивные разряды, участвуют в соревнованиях.

В школе постоянно работают два физрука, которые каждое свободное «окно» как в первой, так и во второй половине дня стараются превратить в «спортивный антракт». Гимназисты регулярно участвуют в районных, областных и всероссийских спортивных соревнованиях.

ОТДЫХ

Учёба, труд, спорт и отдых гармонично дополняют друг друга. Отдых детей и взрослых насельников Обители разнообразен: походы ближние и дальние, однодневные и многодневные, выходы на природу, туристические поездки в разные уголки России и Зарубежья. Это каникулярный отдых в лагерях на Чёрном и Белом морях. Дети особенно любят (теперь приходится говорить любили) свой палаточный лагерь на довольно большом необитаемом острове на Волге возле Саратова и экспедиционный археологический лагерь в Тамани. Правда, этого, без преувеличения, счастья они, скорее всего, будут впредь лишены. Дело в том, что с принятием новых СанПиНов по палаточным лагерям чиновниками - «радетелями» о «детском счастье и благополучии» всё сделано для того, чтобы они стали невозможными.

Экспедиции и паломнические поездки, концерты и балы также являются одновременно и активной формой отдыха.

ИСКУССТВО. КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ ПУСТЫНИ

В 2001 году образовано Негосударственное учреждение культуры «Православный Культурный Центр Святителя Филарета Московского».

В Обители часто – почти каждую неделю – бывают концерты классической музыки – как инструментальной, так и вокальной. Известные камерные оркестры, лауреаты международных премий «Адажио», «Кантус Фирмус», оперный театр «Амадей», Музыкальный театр Натальи Сац, Большой Симфонический Оркестр РФ, Академический Оркестр народных инструментов ВГТРК им. Н.Н. Некрасова и другие бывают нашими частыми гостями: каждый из них дает в течение года в Пустыни несколько концертов. Одним из любимейших наших коллективов является Московский государственный академический хор под руководством В.Н. Минина – «МининХор». Бывают концерты солистов, небольших ансамблей и солистов; выступали у нас Академический хор МГУ, фонд Спивакова, «Доминант-квартет», многие московские школы искусств – всего до 50-ти и более концертов в год. Было выпущено два диска с записями концертов «Адажио» в Пустыни.

Приезжают в Обитель и драматические коллективы, кукольные театры.

Насельники – и взрослые, и дети сами – часто выезжают в музеи, концертные залы, театры Москвы, Петербурга, Ярославля, Сергиева Посада и других городов.

БИБЛИОТЕКА

Занимающая целиком этаж нового корпуса гимназии и ряд других помещений (в сумме более 1000 кв.м) библиотека имеет четыре читальных зала разного назначения и является мощным подспорьем в учебном процессе. В учебной и воспитательной работе активно используется медиатека, насчитывающая более 10.000 кассет и дисков.

Библиотека стала формироваться с самого начала существования Пустыни. И она давно переросла рамки школьной библиотеки. В настоящее время Фундаментальная Научная Библиотека насчитывает свыше 630 тысяч томов, в т.ч. отдел редкой книги ок. 10 тыс. томов и отдел рукописей – ок. тысячи ед. хр. Отдельно существуют Арткабинет с фондом 12 тыс. томов, Античный кабинет – ок. 10 тыс. томов, Пушкинский кабинет – 2 тыс. томов, Шекспировский Кабинет – 500 томов, Военно-историческая и военно-учебная библиотека – 4 тыс. томов, Картографический кабинет – св. 1.000 ед. хр. В Отделе мемориальных библиотек в настоящее время хранятся такие серьёзные комплексы, как библиотка академика Б.В. Раушенбаха, библиотека академика В.Г. Фесенкова, библиотека профессора Н.А. Чистяковой, а также фрагменты библиотек учёных чл.- корр. АН А.А. Ляпунова, проф. П.В. Флоренского (внука о. Павла Флоренского), проф. Кинжалова и др. В Научном Архиве (свыше 10 тыс. ед. хр.) хранятся также архивы перечисленных учёных и много других материалов. Гордостью Архива являются большая коллекция неизданных рукописей переводчика Брянского, подлинная переписка преподавателя Н.В. Гоголя в Нежинском Лицее Григория Ивановича Кулжинского с отцом Иваном Григорьевичем Кулжинским, официальная штабная рукописная летопись Франко - Австрийской кампании 1770 г. Семилетней войны (трёхтомная рукопись на немецком яз.), письмо Императора Николая II, архив расстрелянного свящ. Анатолия Жураковского, рукописи профессора Киевской Духовной Академии Экземплярского, архив учёного-богослова кон.19-го века свящ. Николая Тычинина и др. материалы.

Отдельно имеются библиотека учебников и учебных пособий с многотысячным фондом, нотная библиотека Филаретовского Культурного Центра, Настоятельская Библиотека.

Отдел Рукописей гордится небольшим собранием славянских рукописей XV — XIX веков, латинским рукописями того же времени, неизданными конспектами лекций знаменитых дореволюционных профессоров – богословов и историков Церкви Глубоковского, Бриллиантова, Голубинского, известного философа проф. Введенского, великого механика Жуковского.

Украшением библиотеки является огромный отдел периодики включающий в себя десятки тысяч единиц хранения.

Несколько лет назад дар одного из меценатов положил начало собранию инкунабул – западноевропейских печатных изданий до 1500-го года.

Фундаментальная Научная Библиотека Свято – Алексиевской Пустыни представляет собой несомненную общенациональную культурную ценность, в связи с чем Библиотекой Российской Академии Наук в 2011 году было принято решение о создании электронного каталога книжного фонда этой библиотеки с поэтапной публикацией его на бумажных носителях.

Обителью осуществляется активная издательская деятельность. Мы издаём несколько альманахов, журналов, книги церковного и светского содержания, научные сборники и монографии. В частности, совместно кафедрой археологии СПБГУ и ИИМК РАН нами издается научный журнал «Новый Гермес» по антиковедению и медиевистике.

За год библиотека производит порядка 40.000 книговыдач.

МУЗЕИ

Музеи, начало формирования которых было положено в 1995 году, в 2000 году были официально зарегистрированы как негосударственное учреждение культуры «Объединённые Музеи Свято – Алексиевской Пустыни». Это сложная и многосторонняя сеть небольших, но серьёзных по своему научно-экспозиционному потенциалу структур. Являясь одним из пятидесяти музейных учреждений Ярославской области, Объединённые Музеи Свято – Алексиевской Пустыни обладают более чем 10-ю процентами их суммарного фонда (100 тыс. е.х. в основном фонде). У Музеев два трёхэтажных здания площадью соответственно 1500 кв.м и 2500 кв.м. Экспозиционных залов, галерей и помещений – 67. Фондохранилищ – 4. Рабочих кабинетов – 5. Лаборатория и таксидермическая мастерская – 2 помещения. Научная библиотека Музеев – 4 помещения. Конференц-зал – 1. В систему Музеев также входит ботанический сад, коллекция которого насчитывает более 700 видов (вместе с сортами свыше 1000 таксонов) растений, и небольшой зоопарк. Тесно связаны с Музеями Фундаментальная Научная Библиотека (630 000 томов) и Научный Архив. К большому несчастью в 2020 году в пожаре погиб огромный и очень ценный музей военной истории и воинской славы. Посещение музеев для всех безплатное, однако добровольные пожертвования приветствуются. Раньше в год было до 10 тыс. посетителей. С начала пандемии посещение музеев заметно сократилось. За год в Музеях учителями проводится до 200-т и более школьных уроков. Штат Музеев смехотворно мизерный, не в разы, а на порядки меньше положенного. Это директор, главный хранитель, один (один!) научный сотрудник, таксидермист, он же заведующий лабораторией. Два технических работника. Зато прекрасные высококвалифицированные кураторы отделов – энтомолог, орнитолог, нумизмат, археологи, геологи, палеонтологи, минералоги и др. Это учёные с большим опытом и зачастую высоким статусом в научном мире.

Объединённые Музеи Свято – Алексиевской Пустыни являются членом Ассоциации естественнонаучных музеев и Союза Музеев России, Международного Совета Музеев (ICOM). Музеями заключены договоры о сотрудничестве с Государственным Дарвиновским Музеем (Москва), Биологическим музеем им. Тимирязева (Москва), Геологическим Музеем РАН им. Вернадского (Москва), Зоологическим Музеем РАН (Санкт-Петербург), кафедрой исторической геологии Казанского Университета, Палеонтологическим Институтом РАН.

Ежегодно совместно Музеями, Культурным Центром и Гимназией проводятся многодневные научно-практические образовательные конференции очень широкого спектра, серьёзной научной представительности, результаты которых публикуются в сборниках.

Музеями, кроме участия в учебном процессе (учителями Гимназии в музеях проводится 200 – 300 уроков в год, не считая внеурочных занятий), ведётся активная просветительская деятельность. Музеи принимают в своих стенах многочисленные экскурсии. Невзирая на то, что посещение Музеев и экскурсии бесплатные, Пустынь несёт эту тяготу, сознавая, что служит этим святому делу просвещения и православной миссии.

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ.

Основой бытия Обители является духовная жизнь её насельников. Она и только она способна привести человека на путь спасения, – т.е. путь мира и гармонии с Богом, ближними, природой и своей совестью, принести единственно возможное для человека счастье в земной жизни и вечное спасение в жизни будущей. А поэтому она и только она является подлинной и конечной целью бытия Пустыни.

Основой духовной жизни Пустыни является литургическая жизнь её насельников. В Обители ежедневно совершаются все богослужения суточного круга, включая Божественную Литургию. У нас принята практика частого причащения; дети и многие взрослые каждую неделю приступают к этому великому Таинству. Много лет читается Неусыпаемая Псалтирь и Неусыпаемый Акафист, а в последние годы и Евангелие; в этих чтениях принимают участие все взрослые насельники Обители. Утром и вечером ежедневно общее молитвенное правило для детей и взрослых. Ежедневно Обитель обходится Крестным Ходом с иконами и другими святынями. Священники Пустыни готовы всегда оказать духовную помощь взрослым и маленьким обитателям Пустыни.

Дети и взрослые насельники Пустыни часто совершают паломничества к святыням разных регионов нашей страны, в т.ч. и в весьма отдалённые храмы и обители Святой Руси и зарубежья.

В марте 2012 года Указом Высокопреосвященного Митрополита Ярославского и Ростовского Пантелеимона и решением Священного Синода Русской Православной Церкви в Свято – Алексиевской Пустыни было учреждено Свято-Алексиевское Архиерейское монастырское подворье, включившее в себя священников и монашествующих насельников Обители. Именно оно стало центром и средоточием духовной жизни Пустыни, её духовной и канонической сердцевиной.

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА.
КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО. БЫТ

В настоящее время в Свято – Алексиевской Пустыни постоянно проживает свыше четырёхсот человек. Из них бол. 320 человек – дети. Примерно 15 – 20% из них – дети насельников Пустыни, остальные – либо дети-сироты, проживающие по направлениям и путёвкам различных государственных и муниципальных учреждений, либо дети в трудной жизненной ситуации, либо дети, зачисленные по заявлениям их родителей на гимназический пансион. Детей с признаками трудной жизненной ситуации насчитывается до 75 - 80%. Детей школьного возраста – свыше 280 человек, дошкольников ок. 40 человек. Обучение и проживание детей для всех безплатное. Полных и неполных семей порядка сорока, остальные насельники одинокие. Десятки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, по разным причинам оказавшихся в трудной жизненной ситуации, одиноких престарелых и просто попавших в бедственное положение людей получают в Обители приют, кров, хлеб насущный, материальную и юридическую помощь, моральную поддержку. По временам в Свято – Алексиевской Пустыни мы насчитываем свыше двадцати национальностей при полном спектре социального статуса – от самого низкого, почти деклассированного, до людей с положением в обществе, с успешной карьерой и материально весьма обезпеченных. Дети с ослабленным здоровьем получают медицинскую помощь в лучших больницах Москвы и Ярославля. Нуждающиеся – и дети, и взрослые – получают санаторное лечение.

Совместный труд детей и взрослых на общее благо, совместные праздники и мероприятия, выходы на природу и паломнические поездки – всё это создаёт неповторимый колорит и придаёт особый ни с чем не сравнимый вкус и аромат жизни в Свято – Алексиевской Пустыни.

В мае 2016 года Пустынь получила общественное признание как НКО, ведущая серьёзную социально-значимую работу, посредством присуждения ей Диплома 1-й степени за профилактику социального сиротства Общественной Палатой Ярославской области.

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ АСПЕКТЫ ФЕНОМЕНА СВЯТО – АЛЕКСИЕВСКОЙ ПУСТЫНИ

Если хотите, коллективистские начала являются генетическим кодом нашего общества.

Академик Д.С. Львов

Вопрос о типологии общинной жизни вызывает серьёзные затруднения в сознании современного человека. Потребность в жизни по любви Христовой была основным рычагом, основным движителем общинной жизни первохристианской Церкви.

Другим фактором, понуждавшим христиан объединяться в общины, было стремление воцерковить все стороны, все грани своей как духовной, так и гражданской, хозяйственной, культурной жизни, что возможно только в среде единомышленников. Древность не знала, не принимала и даже не в силах была понять, а тем более принять какие бы то ни было явления жизни в их секулярном проявлении.

В этих основных началах и коренится смысл бытия Свято – Алексиевской Пустыни. Любой другой подход, взгляд в другом ракурсе с неизбежностью будет страдать односторонностью, тривиальностью и упрощенчеством. А это, в свою очередь, исказит понимание самой сущности такого явления, как Свято – Алексиевская Пустынь. Не в том уникальность Пустыни, что у неё есть хорошая школа. И не в её уникальной библиотеке. И не в Кадетском Корпусе или Школе Искусств. Не в исключительно замечательных музеях. Не в универсальном аграрном комплексе. И даже не в том, – хотя это и самое главное – что миряне здесь живут подобно монахам напряжённой духовной жизнью. Что здесь царит атмосфера благородного просвещённого консерватизма. Что здесь такие замечательные дети, которых нет больше, может быть, нигде. Уникальность её в том, что все эти качества сочетаются вместе, – в буквальном смысле: в одном – топографически – пространстве и в одно – хронологически – время. Уникальность её в том, что это феномен социальной организации людей, хозяйственной жизни, культурной деятельности, образования, науки и т.д. – основанных только и исключительно на православной духовной парадигме. Иначе говоря, следует говорить не о культурном или даже духовном явлении – Свято – Алексиевской Пустыни, а о Пустыни, как о цивилизационном феномене. Ибо именно отблеском, сколком с утраченной Русской Цивилизации и является наша Обитель. В этом, возможно, и заключается её предназначение – в сохранении и демонстрации цивилизационного кода Русского мира. Свято – Алексиевская Пустынь несёт в себе генетический код русской жизни, ДНК Русской Цивилизации. Особенность подлинной Русской Цивилизации заключается в коренном, глубинно - сущностном подходе ко всем явлениям жизни, – т.е. в стремлении познать, осмыслить и принять их в той сущностной «версии», в какой они замыслены и созданы Творцом, – ибо всё созданное Богом создано для славы Его и среди творений Божиих нет созданных с какой-либо иной целью. Следовательно и человек, что бы он ни делал, чем бы не занимался – наукой ли, искусством, любого вида творчеством или производством – делать это должен только лишь во Имя Божие и во славу Его. Иначе говоря, суть Русской Цивилизации в стремлении «воцерковить» все грани человеческого бытия, когда вся жизнь, по слову Павла Алеппского – «один большой монастырь», с распространением, такого теократического «монастырского» подхода на явления не только сферы аскетической, но и на все вообще грани человеческой жизни и деятельности. Не так давно один из журналистов написал в статье совсем на другую тему: Свято – Алексиевская Пустынь показывает, как должен бы жить, или, по крайней мере, мог бы жить наш народ, если бы решил жить духовно-здоровой жизнью. От ближайших цивилизационных аналогов – монастырей, других общин – её отличает универсализм, не свойственный им. Отличается она и от неплюевского Крестовоздвиженского Трудового Братства, не ставившего перед собой специальных образовательных, культурологических и охранительных задач. Имея своей целью единственную – сотериологическую – задачу, Свято – Алексиевская Пустынь стремится поставить на службу ей все отправления, все проявления и формы социальной, интеллектуальной, культурной и хозяйственной жизни.

Более того, сама эта община есть крохотная, миниатюрная модель Русского міра как такового: общины как теократического государства и государства как теократической общины. Здесь есть всё: и социальные, и коммунитарные, и хозяйственные, образовательные, культурно-художественные, научные и иные стороны жизни – и всё это в строгом сочетании, иерархии, соответствии, соразмерности и соподчинении с жизнью духовной, религиозной. Всё теоцентрично и теократично. Всё христоцентрично и экклезиоцентрично. Всё, что ранее обезпечивала русскому человеку и народу государственная власть, поместная администрация, земское самоуправление, народный и религиозный уклад, традиция и обычай – и всё, что потеряно нами и всем «цивилизованным» миром в процессе убийственных и разрушительных прогрессистских революций, «эволюций» и «реформ».

И при правильном подходе какое это неисчерпаемое богатство! Православие и – все проявления человеческой жизни – и индивидуальной, и семейной, и социальной, т.е. именно та форма политической, экономической, социальной, семейной, индивидуальной, культурной и «бытовой» теократии, которая всегда мыслилась русским народом, как единственно праведная и поэтому «законная» форма его бытия:

  • Православие и – Единомыслие в вере;
  • Православие и – Совместная молитва;
  • Православие и – Совместный труд;
  • Православие и – «Хранение и возделывание» земли;
  • Православие и – Всеобщее братство, взаимная братская любовь;
  • Православие и – Совместное компактное проживание (общий дом, общий кров над головой);
  • Православие и – Братское единение душ и сердец;
  • Православие и – Совместное служение Святой Матери Церкви;
  • Православие и – Совместное служение своему народу и государству;
  • Православие и – Служение всех – всем;
  • Православие и – Экология среды обитания;
  • Православие и – Консолидация здоровых сил общества;
  • Православие и – Социальная защищённость;
  • Православие и – Глубокая духовная жизнь мирян;
  • Православие и – Влияние монашества на жизнь мирян;
  • Православие и – Совместное обезпечение здорового образа жизни;
  • Православие и – Культура; привитие её насельникам; жизнь в высокой художественной и бытовой культуре;
  • Православие и – Эстетическое воспитание;
  • Православие и – Совместный отдых;
  • Православие и – Образование;
  • Православие и – Трудовое воспитание;
  • Православие и – Наука;
  • Православие и – Искусство; жизнь в нём; занятия им;
  • Православие и – «Воцерковление» науки и искусства;
  • Православие и – Патриотическое воспитание;
  • Православие и – Воспитание взрослых;
  • Православие и – Искоренение пороков (курение, алкоголизм, наркотики, блуд, всяческая нечистота);
  • Православие и – Всемерная и всесторонняя пропаганда идей добра и правды;
  • Православие и – Сохранение культурного наследия;
  • Православие и – Концентрация, аккумулирование, хранение, экспонирование и пропаганда артефактов естественной и социальной истории и материальной культуры;
  • Православие и – Сохранение и возрождение традиций;
  • Православие и – Миссионерство в среде учёных, писателей, художников, артистов и т.д.;
  • Православие и – Миссия в обезверившемся мире;
  • Православие и – Поднятие престижа Церкви в нецерковной и антицерковной среде;
  • Православие и – Взаимная всесторонняя поддержка насельников;
  • Православие и – Разнообразная благотворительная деятельность;
  • Православие и – Общая неусыпаемая молитва за мир
  • и т.д., и т.д., и т.п.

А над всеми сими – духовное воспитание личности, детей и взрослых насельников, привитие им церковности, нравственных принципов православной жизни, молитвенности и т.д. А чего стоит молитва каждого – за всех и всех – за каждого! А навык к такой молитве! Как много раз мы сами и наши друзья «извне» убеждались в силе, мощи этой общей, не прекращающейся ни на минуту ни днём ни ночью молитвы! Свидетелями скольких чудес по этой молитве мы все были!

Разумеется, следует понимать, что далеко не всё возможное из сказанного сделано, не всё сделанное – сделано как следует. Конечно, в любой семье не без урода. Конечно, много горестей и печалей от лжебратии, «попутчиков», «пассажиров» и «прилипал». От наших собственных несовершенств, страстей, грехов, немощей и ошибок. Мы не святые и, конечно же, мы так же, как и все и ошибаемся, и оступаемся, и падаем. И каемся, и с братской помощью собратьев-сонасельников встаём и идём дальше. Но при этом у нас есть главное: есть понимание должного, есть целеполагающая идея, понимание путей её реализации, созданы структуры и предпосылки для её реализации.

И тем паче необходимо осознавать, что такое явление, как Свято – Алексиевская Пустынь (как и Крестовоздвиженское Братство Н.Н. Неплюева сто лет назад) не может возникнуть по прихоти человеческой, благодаря чьему-либо личному гению, чьему-либо особому уму и проницательности, но только по Святой Воле Создателя. «Надо совершенно не понимать своего ничтожества, быть обезумевшим от гордости, чтобы вообразить, что дело духовного перерождения других из волков хищных по обычаю мира сего в смиренных и кротких овец стада Христова, способных тесно сплотиться в нелицемерное братство, может быть личным делом инициатора, а не делом Бога Всемогущего», – писал Н.Н.Неплюев более столетия назад. Мы ничтожны и жалки, греховны и никчёмны. Наша «сила» лишь в одном: в осознании этой никчёмности и ничтожества, греховности и негожества. Ибо сила Божия в немощи совершается. И доколе не потеряем этого смиренного мнения о своей действительной, реальной низкой, жалкой, никчёмной цене, верим, не оставит нас милость Господня. И Обитель наша будет оставаться тем, чем она стала по милости Божьей – «конспектом» по устройству жизни для русских людей.

«Миссионерство – долг каждого христианина свидетельствовать о своей вере словом, делом, жизнью. Поэтому Архиерейский Собор призвал не только пастырей, но и всех «чад Русской Православной Церкви выйти на новое поприще миссионерского служения» . Каждый из нас, укрепляемый искренней неленностной молитвой в храме и дома, должен проводить жизнь свою по Евангелию, по Заповедям Господа и Спасителя нашего, в повседневном делании добрых дел, в созидании мира, любви и единства о Господе, проявляя заботу о престарелых, больных, бедных и угнетенных людях, о беженцах и переселенцах, безработных и лишенных крова. Необходимы особый подход к каждому человеку, внимание к молодежи, детям и подросткам, поддержание деятельности школ. Ибо Господь о каждом из нас сказал в Евангелии от Матфея: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Матф. 5, 16).

Патриарх Московский и Всея Руси АЛЕКСИЙ II.
Пасхальное Послание архипастырям,
пастырям и всем верным чадам
Русской Православной Церкви.
Пасха Христова, 1996 год.

Мы в соцсетях:
При поддержке:
Уже помогли
C Вашей помощью оплаченные счета:

  • Сахар на 17 700 руб. Период сбора (2024-02-14 — 2024-10-23).
  • Сахар, греча на 19 320 руб. Период сбора (2024-08-20 — 2024-10-23).
  • Куры на 15 120 руб. Период сбора (2024-10-23 — 2024-10-23).
  • Куры на 19 992 руб. Период сбора (2024-01-16 — 2024-10-16).

    остальные...
  • Уже пожертвовали
  • Анонимное пожертвование | 16.11.2024 | 1300 руб. | На счет: Куры
  • Ирина | 14.11.2024 | 1000 руб. | На счет: Фасоль
  • Анонимное пожертвование | 09.11.2024 | 200 руб. | На счет: Куры
  • Ирина | 06.11.2024 | 1000 руб. | На счет: Сахар
  • Нина | 03.11.2024 | 1000 руб. | На счет: Куры
  • Лидия | 29.10.2024 | 1000 руб. | На счет: Куры
  • Александр Я. | 23.10.2024 | 15120 руб. | На счет: Куры
  • Анонимное пожертвование | 23.10.2024 | 7038 руб. | На счет: Сахар, греча
  • Анонимное пожертвование | 23.10.2024 | 5600 руб. | На счет: Сахар
  • Анонимное пожертвование | 23.10.2024 | 2170 руб. | На счет: Куры

  • остальные...
    Пожалуйста, помогите!
    Дорогие посетители нашего сайта!
    Просим Вас помочь оплатить (кто сколько сможет) счета на продукты питания для более 300 детишек, в которых Обитель сейчас особо остро нуждается.

    Сахар

    Всего собрано 500 руб.
    Осталось для оплаты 9 100 руб.

    Фасоль

    Всего собрано 5 200 руб.
    Осталось для оплаты 11 300 руб.

    Куры

    Всего собрано 1 000 руб.
    Осталось для оплаты 16 820 руб.

    Сахар

    Всего собрано 947 руб.
    Осталось для оплаты 17 353 руб.

    Куры

    Всего собрано 2 300 руб.
    Осталось для оплаты 17 500 руб.

    Куры

    Всего собрано 200 руб.
    Осталось для оплаты 19 780 руб.

    Сахар

    Всего собрано 1 000 руб.
    Осталось для оплаты 19 100 руб.

    Куры

    Всего собрано 4 340 руб.
    Осталось для оплаты 15 835 руб.

    Особенно будем рады, если найдется такой благодетель, который сможет своими силами оплатить счет или закупить и доставить продукты питания в нашу Обитель (рады принять любую помощь). Если Вы решитесь оплатить счет напрямую фирме, пожалуйста, сообщите нам.
    Всегда готов ответить на Ваши вопросы
    священник Антоний (Борисов А. Е.),
    8-920-141-01-77
    antonboris80@yandex.ru

    Помочь
    (Просим вас помочь оплатить счета на продукты питания, в которых сейчас остро нуждается наша Обитель)
    Имя:
       Анонимно

    Сумма пожертвования:
    руб.

    На какой счет жертвуете:





    Карта Сбербанка
    2202 2032 1916 2619